Сайт Михаила Удалова. Четверг, 18.04.2024, 15:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

В память открытия второго ладожского канала.

В память открытия второго ладожского канала.

 

Строительство нового ладожского канала началось в 1861 году. Задолго до окончания работ, широко обсуждался вопрос о постановке монументов на обоих концах канала. 16 июня 1864 года председателю комитета по устройству нового ладожского канала инженеру генерал-майору и кавалеру Богдановичу поступил рапорт от производителя работ по устройству канала инженер - полковника Киприянова. В рапорте содержится только одна просьба: «Указать места, на которых должны быть поставлены монументы построения Нового-Ладожского канала, а именно для города Шлиссельбурга, на островке при моле или на площадке, между устьями старого и нового каналов, а в Новой Ладоге на площадке при вновь проектируемом входе с левой или нагорной стороны, или на каком другом месте, а указанья эти необходимы для составления исполнительного проекта по постановке сих монументов»[1]. Новоладожский обелиск именно на том месте и поставлен: на левом берегу при входе в канал и являл собой прекрасный ориентир. Памятники были запланированы и спроектированы заранее, вместе с проектом самого канала. «Предположено поставить на обоих концах канала два монумента: один в Шлиссельбурге, а другой в Новой Ладоге с надписями: а. Со стороны обращенной к каналу: «Ладожский канал сооружен повелением Государя Императора Александра Николаевича в 186..  году» и б. На строго противоположной: « Канал сей сооружен в управление путями сообщения и публичных зданий генерал-адъютанта К. В. Чевкина»[2]. Дата окончания строительства, как мы видим, не стоит, хотя явно предполагали, что она не выйдет из седьмого десятка. Так оно и вышло. Канал был торжественно открыт в городе Шлиссельбурге 1 сентября 1866 года. В тот же день император повелел именовать ладожские каналы: новый – каналом императора Александра II, а старый – каналом императора Петра Великого, о чем 4 сентября выходит императорский указ.

 

                                                                                           

                                                                             Обелиск в Новой Ладоге.

 

 

 Вплотную к изготовлению монументов приступили только после открытия канала. 3 октября 1867 года Богданович, уже генерал-лейтенант, писал: «На отливку и постановку сих монументов не было составлено смет и эта работа к обязанности подрядчика Гладина по контракту 14 апреля 1861 года не относится. По расценочной ведомости, приложенной к этому контракту, Гладин обязан только построить фундаменты к двум чугунным монументам с обделкою местности около этих монументов, что в настоящее время им и исполнено»[3]. Пришла пора изготовить собственно монументы. Комитет устройства нового ладожского канала объявил так называемый тендер на отливку и постановку памятников. Были сделаны запросы о стоимости работ у известных «заводчиков» в Санкт-Петербурге. В результате комитет получил «заявления от трех заводчиков: «Никольс и Плинке»,  «Вилкинса», и «Илиса и Бутца». «Никольс и Плинке» объявил цену в 3.400 рублей; «Вилкинс» – 3.350 рублей и «Илис и Бутц» – 2.990 рублей: дешевле первого на 410 рублей и второго на 360 рублей»[4]. 23 октября 1867 года Богданович писал министру путей сообщения: «Ваше превосходительство изволили разрешить 9-го сего октября комитет устройства нового ладожского канала на отдачу по подписке заводчикам Илису и Бутцу заказа на изготовление и постановку при входе и выходе канала императора Александра II двух монументов согласно утвержденных чертежей за объявленную ими цену 2.990 рублей.

По утвержденному чертежу монументы эти по фигуре своей не одинаковы и, значащийся под № 1 красивее и как он по размерам несколько больше другого монумента и по работе своей сложнее то и цена за него - 1380 рублей, выше цены другого – 1055 рублей, на 325 рублей. По предложению моему заводчики Илис и Бутц соглашаются изготовить оба монумента по одному и тому чертежу № 1, не изменяя утвержденной за ними цены 2990 рублей. Находя приличнейшим [чтобы] на обоих концах Александровского канала были поставлены одинаковые монументы и при том по чертежу № 1, как наиболее изящному и, принимая во внимание известность механического и литейного завода Илиса и Бутца, имею честь просить разрешения вашего превосходительства: 1. Сделать заказ этому заводу на изготовление и постановку двух одинаковых монументов при входе и выходе канала по чертежу № 1 за утвержденную Илисом и Бутцом цену 2990 рублей и 2. Заключить с заводчиками Илисом и Бутцом контракт на принимаемый ими на себя заказ». Итак, победитель конкурса определен и 28 октября с заводчиками, Санкт-Петербургскими, временными 1-й гильдии купцами Ричардом Илис и Владимиром Бутц заключен «контракт на изготовление двух монументов во всем согласно представленного им чертежа и постановку оных на обоих концах канала императора Александра II одного в городе Шлиссельбурге и другого в городе Новая Ладога за объявленную ими и утвержденную его превосходительством г. управляющим министерства путей сообщения сумму две тысячи девятьсот девяносто рублей»[5].

С кем же комитет устройства нового ладожского канала заключил этот контракт? В свидетельстве от 24 июня 1864 г., выданном после очередного, регулярно проводимого осмотра предприятия записано: «Дано сие свидетельство купцам Ричарду Илису и Владимиру Бутцу в том, что по освидетельствованию принадлежащего им чугунолитейного завода, Васильевской части, 4 квартала, по Винному переулку под № 6 и 8 и по собранным полицеймейстером 3 отделения сведениям оказалось:

1. Чугунолитейный завод этот, по роду производства работ разделяется: а. на чугунолитейное отделение, с особым помещением для отлития медных и бронзовых вещей; б. кузнечное и котельное отделения; в. слесарное и сборное отделение; и г. мастерскую для обработки металлов.

2. находящиеся в этом заводе паровые и другие машины, долбильно- резательные, токарные, винторезные, сверлильные, строгательные, болторезные, гайкорезные станки и прочие механические устройства и орудия по освидетельствованию губернским механиком Гутманом найдены в хорошем состоянии и полном действии»[6].

Кроме чугунного и медного литья, кузнечных железных отковок, завод специализировался на производстве всякого рода машин, преимущественно паровых с котлами для канатных, стеариновых, винокуренных, писчебумажных, железопрокатных и механических заводов, а также железных дорог. Мощность завода в 1862 году определена комиссией мануфактурного департамента в ежегодной обработке 50.000 пудов чугуна и 255.000 пудов железа, что составляет производство завода на сумму до трехсот тысяч рублей[7].

Вероятно, заказ на изготовление двух монументов от комитета по устройству нового ладожского канала являлся скорее престижным, нежели доходным. Именно по этому Илис и Бутц и стоимость памятников сбросили и пошли на изготовление обоих по дорогому проекту без поднятия цены. Клеймо «ИЛИС И БУТЦ» до сих пор красуется на корпусе монумента в Новой Ладоге, правда из-за многослойности красок и «странности» имен никто не может его прочитать…   

 Памятники пошли в производство по ранее утвержденным проектам с небольшим изменением: «Предполагаемые по проекту прежние надписи на медных вызолоченных досках заменить согласно совершившимся обстоятельствам следующими: на лицевой стороне каждого монумента: «Канал императора Александра II», на противоположной стороне: «Начат в 1861 г. в управление путями сообщения и публичными зданиями генерал- адъютанта К. В. Чевкина. Открыт   для судоходства сентября 1 дня 1866 г. в управление министерством путей сообщения генерал- лейтенанта П. П. Мельникова». Подписал изменения товарищ (заместитель) министра путей сообщения. Действительно, Константин Владимирович Чевкин руководил управлением путей сообщения и публичными зданиями до 1862 года. Его преемником на посту управляющего стал Павел Петрович Мельников, ставший после упразднения должности первым министром путей сообщения Российской империи.

                                                                                           

                                                                                          К. В. Чевкин

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                            

                                                                                   П . П. Мельников

 

 

Договор, заключенный 28 октября 1867 года между заводчиками Илисом и Бутцем и комитетом по устройству нового ладожского канала состоял из одиннадцати пунктов. Один из них, первый, я процитирую: «Мы, Илис и Бутц, обязуемся сделать два одинаковых четырехгранных, по данному нам от комитета чертежу, монумента: один для города Шлиссельбурга и другой для города Новой Ладоги. Каждый из монументов должен быть вышиною 11 аршин и 10 вершков, нижняя часть его должна быть чугунная, вышиною 3 аршина 4 вершка, а верхняя из котельного в 1/8 дюйма толщины железа, с филенками на четыре стороны. На пьедестале с двух сторон медные вызолоченные доски с надписями в следующем пункте объясненными. На лицевой стороне, над доскою с надписью, вызолоченный орел, а на верху монумента вызолоченный шар со стрелкою». 

В начале осени 1868 года в департамент водных сообщений поступил рапорт от начальника I го округа путей сообщения Лесникова: «Правление I го округа путей сообщения в следствие отношения департамента водных сообщений от 7 августа сего 1868 года за № 2837 имею честь уведомить, что работы по изготовлению и постановке двух монументов на обоих концах канала императора Александра II, произведенные через заводчиков Илис и Бутц, по контракту, заключенному с ними комитетом устройства нового ладожского канала 28 октября 1867 года окончены 2 сентября». Именно с этой даты, можно считать, город Новая Ладога встречал входящие в канал Александра II суда ярким, видимым издалека, сверкающим позолотой памятником, напоминающим всем о громадном труде инженеров, техников, тысяч рабочих людей. С прискорбием вынужден констатировать, что величественное, грациозное я бы сказал, сооружение ныне представляет довольно жалкое зрелище. Не потому, что сорван золотой орел (между прочим являющийся гербом и нынешнего нашего государства), утрачен шар, украдены памятные таблички, а потому, что слишком ярко мы демонстрируем свое равнодушие к трудам и достижениям наших предков, наших дедов. Не то, что построить новое, мы  и старое не можем поддерживать в порядке. Может дернуть его как-нибудь ночью бульдозером? И нет проблем… Да еще тонна чугуна кому - нибудь достанется… А ведь десять лет назад Санкт-Петербургскими архитектурно-реставрационными мастерскими было произведено обследование обелиска. Составлен проект реставрации со всеми необходимыми чертежами. Все. Дальше документы легли на полки и в сейфы. Достаточно. Мы же ХОТЕЛИ… Понятное дело: бюджет, кризис. А ведь в светлых головах наших уважаемых предпринимателей куча проектов и способов выгодно вложить деньги. Конечно это не выборы, на которые не жалко и сотен тысяч рублей… Памятник доходов не принесет (хотя как сказать), но честь новоладожского «купечества», в хорошем смысле слова, восстановит непременно!

 

[1] РГИА 171.1.34 Л1-1об

[2] РГИА, Ф. 173, Оп. 1, Д. 322.   Л. 4 

[3] РГИА, Ф. 173, Оп. 1, Д. 322.  Л. 4

[4] РГИА, Ф. 173, Оп. 1, Д. 322.  Л. 4

[5] РГИА, Ф. 173, Оп. 1, Д. 322.  Л. 1.-1 об.

[6] ЦГИА 256.3.260 Л. 7

[7] ЦГИА 256.3.260 Л. 7 об.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Удалов (02.01.2015)
Просмотров: 1173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz